вторник, 17 июля 2012 г.

Поездка волонтером в Крымск

Впервые о стихийном бедствии я узнал из короткого выпуска новостей: типа случилось, есть сообщения о разрушениях и пострадавших, вот собственно и все. После, посыпались сообщения в ленте социальных сетей. И тут я стал осознавать всю масштабность и катастрофичность всего произошедшего: разрушения не только есть - они колоссальные, есть не просто пострадавшие, а есть жертвы и их сотни. И первое, что я сделал - это перевел денег с яндекс-кошелька на счет Ильи Понаморева для приобретения самого необходимого для пострадавших.


Всю последующую неделю, все свободное от работы время, я тратил на то, чтоб разобраться, что вызвало эту катастрофу (читал инфу по водохранилищам, их устройствам и прочее). А тем временем, все больше информации стало поступать из сетей о том бедственном положении, в котором оказались мои земляки, жители Крымска и близлежащих поселений. И к концу недели я осознал, что я не инженер-гидротехник, чтоб разобраться в причинах, да и не важно это уже, а вот помочь людям я могу. Я обзвонил пару своих друзей с предложением составить мне компанию в поездке, но никто не согласился. Точнее все соглашались, что это нужное, но все ссылались на занятость и я понял, что это не правильно ставить людей в такое неловкое положение и далее действовал только сам, особо не распространяясь о своих планах.


В сети было несколько центров координации волонтеров. Там я получил информацию о перечне необходимых вещей и правилах волонтерства. Там я взял телефон, по которому можно записаться на транспорт. В последствии выяснилось, что это телефон Городского комитета молодежи, но это никакой политической окраски не имело - они занимались только организацией доставки волонтеров в Крымск и обратно.

В пятницу я заехал на сенной рынок и сделал необходимые приобретения:

  1. Резиновые сапоги
  2. Совковая лопата
  3. Респиратор (РПГ-67)
  4. Прорезиненные перчатки
  5. Автомобильная аптечка





И в 6.45 следующего дня я был на точке сбора на театральной площади, где мы сели в автобус и 2 маршрутки и отправились в Крымск.




До города добрались быстро, за 2,5 часа, а вот на въезде была огромная пробка и последние 5 км ехали минут 40.

Так как получилась задержка, нам порекомендовали начинать переодеваться в автобусе, чтоб не терять время на месте - но это было очень затруднительно по причине переполненности автобуса.

Нас высадили в Краснодарском лагере. Там у нас было несколько минут на облачение в рабочую одежду, которую каждый брал себе сам, подготовку инструмента, который волонтеры привезли из города. 

И после короткой инструкции представителя лагеря, которое началось со слов благодарности: "Спасибо, что приехали". Мы выступили в район города, закрепленный за нашим лагерем.

Мы шли по разрушенному городу, останавливаясь по адресам из заранее подготовленного списка и наш координатор озвучивал сколько волонтеров нужно по этому адресу.

Впечатления от увиденного были очень тяжелые. Мы шли по улице, вдоль который были огромные мусорные кучи, состоящие из вещей, которые люди выносили из пострадавших домов. 







Около некоторых домохозяйств была видна активность: куча мусора и дороги, люди, работающие в зданиях, волонтеры:

  
А были участки с сильно поврежденными домами и где не было даже признаков восстановительных работ:

Это наводило на страшные предположения о судьбе бывших жильцов этих домов. На некоторых из них, на номере дома были приклеены листы А4. Увидев мой интерес к этому листу, представитель от МЧС стал его загибать, что полностью исключило дальнейшее его изучение. Из чего можно сделать вывод - там была информация о погибших.

Так же по пути следования нашей волонтерской бригады попадались надписи на фасадах домов "Здесь погибло 3 человека. Скорбим". Видимо, эту надпись отставили соседи.

И почти на каждой калитке был написан номер мобильного телефона хозяев. Так люди боялись пропустить комиссию по переписи утраченного имущества и чтоб успокоить приехавших родственников обнаруживших пустой, разрушенный дом.

Что касается трупного запаха в целом было нормально, только иногда ветер приносил с отдельных участков очень сильный запах, с непривычки начинало подташнивать. Трупы животных активно собирали, везде висели объявления с телефонами ветеринарных служб, но все же кое-где они лежали вдоль дороги прикрытые тряпками.

Мне определи место работы - пострадавшее домовладение молодой семьи. Парня звали Константин, он проживал в 3х комнатном одноэтажном домике с беременной супругой и ее пожилой мамой.

У них был небольшой, но очень аккуратный дом со свежим ремонтом. Подвесные потолки со встроенными светильниками, шелковые обои, ламинат. Стены и фундамент почти не пострадали, а вот от ремонта остался только потолок. 

Первое, что бросилось в глаза - это палатка, стоявшая в прихожей. Именно в ней они с женой жили неделю. В комнатах, осталась только крупная мебель, стоящая в 10ти сантиметром слое ила с грязью.

И мы с Костей принялись за работу: вытащили мебель на двор, вынесли всю электронику на свалку (телевизор, двд плейер, компьютер) и приступили к методичной расчистке комнат от ила путем выгребания ила и грязи совковой лопатой в ведра и выносом их на улицу к дороге. Работа была тяжелой, но мне очень хотелось им. Полы пришлось очищать до самой бетонной стяжки, так как и ламинат и его подкладка были испорчены. Затем приступили к стенам. Тем временем подтянулись еще волонтеры: 2 парня из Краснодарской Академии МВД. С ними я ободрал обои, под которыми была мокрая штукатурка, а под ней были листы пенопласта за которым, была грязь с илом. Пришлось демонтировать всю эту сложную конструкцию до кирпича.

Во время моего трудового дня, по улицам постоянно ездили машины с гуманитарной помощью. Около нашего двора останавливались раз пять. Были и газели, были и просто легковые автомобили, люди спрашивали хозяев и предлагали им от химии до одежды с обувью. Мои брали почти все. Рядом стоял 2э этажный дом Костиного брата и все сносилось на 2й этаж.

Но так же по улицам шныряли и барыги: предлагали продать Костин автомобиль (акцент). Он у него чипованый, с литыми дисками - давали 50 тыс. рублей. Костя отказывался, он вызывал из Краснодара бригаду, они специализируются по утопленным машинам, разобрали до металла, оставили на просушку. В двигатель вода не попала, а остальное можно поменять.

В перерыве, я сходил на обед в Краснодарский лагерь. Там была горячая еда, соки, газировка. Пищу там не готовили, а привозили в больших термоконтейнерах .

Очень сильное впечатление произвела история их чудесного спасения.
В 23 часа выключили электричество, жена легла спать, а у Кости был мощный бесперебойник - полазил в сети еще час, а затем тоже лег спать. Ночью его разбудила жена, попросила посмотреть - где-то журчит вода. Костя встал вышел в прихожую. На фасаде дома у них висела спутниковая тарелка и провод через отверстие в стене (на высоте 1,5м) заходил в дом, так вот из этого отверстия била струя воды под напором! Костя глянул в окно и обомлел - за окном была вода по верхнему краю окна. Они были под водой. У них были хорошие стеклопакеты и это дало им несколько минут схватить документы и выбраться на крышу через чердачный выход из прихожей. И как только они выбрались на чердак, напор воды вдавил внутрь стеклопакет и за считаные секунды уровень воды в доме стал 2 с лишним метра! По крыше им удалось забраться на 2й этаж соседнего дома, там жил Костин брат, который помог им.


После обеда работа носила эпизодичный характер: что-то помог вынести, что-то донести. Было видно, что им неловко было просить меня о помощи, иногда приходилось настаивать.
В 18 часов я закончил работу. Пожелал хозяевам больше сил, чтоб справиться с таким несчастьем и вышел на улицу. Эти люди, которых ты знаешь несколько часов  тебя благодарили за помощь и этих слов было достаточно чтоб оправдать усталость, риск подцепить инфекцию, прочих лишений. То, что я испытал в этот момент не сравнится ни с чем. Я почувствовал себя  человеком-социально-ответственным.

К вечеру уже кое-где включили электричество и я по пути зашел в магазин и купил бутылочку пива, которое было очень кстати к блюду из пшенки с курицей на ужин в лагере перед отъездом.

По дороге домой, сидя в автобусе, меня не отпускала мысль, что вот сейчас, ты приедешь через пару часов домой, зайдешь в квартиру, сунешь грязную одежду в стиралку, примешь ванну и завалишься в кровать с планшетником для просмотра ленты новостей из социальной сети, а эти люди ОСТАНУТСЯ В СВОЕМ РАЗРУШЕННОМ ДОМЕ НОЧЕВАТЬ В ПАЛАТКЕ.






















2 комментария:

  1. Сегодня, пока готовил к публикации сообщение о поездке волонтером, звонили из Комитета по делам молодежи и спрашивали, есть ли у меня возможность съездить в Крымск еще раз завтра или послезавтра?
    Странно, а как сообщение об увеличении численности МЧС и военных до 5тыс. человек?!

    ОтветитьУдалить
  2. Роман, уважаю!

    ОтветитьУдалить